Сложу пока тут всё, что успела угрызть. Предупреждение: гугль-переводчик. За мной проверять надо (здравствуй, Аня!:-). Проверено. Спасибо огромное, Shmyrina_Anna!

Как-то Хидэёси возвращался с соколиной охоты, почувствовал жажду и зарулил то ли в храм Каннон на горе Ибуки, в Оми, то ли в храм Трех Сокровищ, что в деревне Фурухаси-мура, округ Ика. Чай подавал юноша-послушник. Первую чашку он принес едва теплой, вторую - погорячее, третью - горячей. Теплый чай утолил жажду, горячий - позволил насладиться собственно вкусом чая. Хидэёси это дело оценил и забрал послушника с собой. Вот так, по легенде, и встретились Тоётоми Хидэёси и Исида Мицунари. А эпизод так и называют: "Три чашки чая".

История опять же про чай - и дружбу Исиды Мицунари с прокаженным Отани Ёсицугу - хорошо известна. На чайной церемонии у Хидэёси больной проказой Отани Ёсицугу отпил чай из пущенной по кругу чаши - и в нее капнул гной. Народ молча содрогнулся и передавал чашу дальше, только делая вид, что пьет. А Мицунари выпил до дна. Ёсицугу был страшно тронут и дружил с Мицунари до самого конца - до Сэкигахары. После поражения сэппукнулся.

Хидэёси приказал вырыть колодец в замке Фусими. Холм там высокий, грунтовые воды глубоко, работа шла не слишком быстро. Пока Мицунари не высыпал в колодец мешок денег. Что хорошо мотивировало строителей и резко ускорило процесс.

После поражения при Сэкигахаре Мицунари скрывался в родной провинции Оми. Заехал во все тот же храм Трех Сокровищ в деревне Фурухаси-мура. На вежливый вопрос настоятеля: "Чего изволите?" ответил: "Голову Иэясу". Чем настоятеля изрядно напугал.
Позже прятался в пещере; еду ему носил местный крестьянин Ёдзиро Даю - предварительно разведшись с женой, чтобы в случае чего вместе с ним не наказали и её тоже. А Мицунари, не желая навлечь беду на этого достойного человека, уговаривал себя выдать. Так они и соревновались в благородстве, пока некто Танака Ёсимаса, отправленный Токугавой на розыски Мицунари, не пообещал вырезать нафиг всю деревню.
Дополнение от Shmyrina_Anna:
Танака и пряник предлагал: награду за выдачу. А так как деревня умирала с голоду, то Ёдзиро в итоге остался страшно благодарен, что Мицунари настоял себя сдать - жители получили наградной рис и выжили.

А по другой версии Мицунари нашел в этой деревне (Фурухаси-мура) сторонников, пообещав еще раз сразиться с Иэясу, победить его и после этого закатать всю территорию от Фурухаси-мура до озера Бива-ко в асфальт. В смысле, каменную дорогу построить.Но приёмный сын Ёдзиро, желая выслужиться перед Токугава, сдал Мицунари. После этого жители Фурухаси-мура взяли за правило не усыновлять неместных.

Про косодэ Антрекот рассказал. Это после поимки.
Дело в том, что казнить должны были троих. Анкокуджи Экея (то ли он чем-то Иэясу не понравился, то ли тот просто хотел подчеркнуть, что нечего монахам мешаться в войну), Кониши Юкинагу (тут все было просто, дон Августин, против которого, кажется, лично никто ничего не имел, на вежливое предложение покончить с собой ответил, что самоубийство - смертный грех, а что с этой ситуацией делать - ваши проблемы, я вам не помощник, мятежники тут вы, а не я) и, собственно, Мицунари. А поскольку все трое взяты с боя, то и вид у них соответствующий. Тут приносят три косодэ. Первые двое берут, Мицунари интересуется - от кого. От его светлости (как-то так) из Эдо. Мицунари взрывается - нет в стране светлостей, кроме господина Хидэёри - и с каких это пор Иэясу позволил себе так забыться, чтобы так назваться?
Ну вот и спрашивается, не буквалист ли?

Иэясу посетил Мицунари перед казнью и высказался в том духе, что войну проиграть не стыдно. И что Мицунари настоящий полководец, не то что Тайра-но Мунэмори.(*)
(*) Тайра-но Мунэмори известен тем, что не только войну Гэмпэй продул, но и самоубиться не смог. Его свои же за борт выпихнули - но тут выяснилось, что он еще и плавать умеет! Выплыл, к стыду дома Тайра. Мама ему на прощанье крикнула, что он ей не родной.

Ожидающий казни Мицунари попросил пить, а стража ответила, что воды нет, но вот есть хурма. "Нет уж,- сказал Мицунари, - а вдруг она отравлена?.."
Стража очень веселилась: приговоренный к обезглавливанию яда боится. На что Мицунари с полным самообладанием ответил: "Кому присущи честолюбивые стремления - тот жизнью до последней минуты дорожит".

Фух. Тут еще дофига баек.

P.S. Если я правильно поняла, были еще слухи, что биологическим отцом Хидэёри (наследник Хидэёси от Ёдо-доно) был вовсе не Хидэёси, а Мицунари. И что самого Хидэёси чуть ли не тот же Мицунари и грохнул. Нынешние историки полагают, что слухи эти сфабрикованы в середине Эдо-эры. Понятно, кем и зачем.

P.P.S. Не вижу пока никакой пилы. "Обезглавлен на берегу у Сандзё в Киото".

Апдейт от Антрекота:
Сижу, читаю cборник, где группа американских японистов потрошит Клэвэлла - и там Смит пишет, что в реальности было такое дело с пилой - но это так существенно раньше казнили монаха, покушавшегося на князя Ода (между прочим, кажется, с использованием аркебузы) (и что гиньольная эта история всех впечатлила так, что потом эту смерть примеряли к кому ни попадя). А в случае с Мицунари ничего такого не было - казнили троих, в Киото, в русле сухой реки совершенно нормальной процедурой - никакой пилы и никаких прохожих.
(Не было пилы. не было).

И еще про Филиппины, от Антрекота же:
Дело в том, что граждане два раза собирались наведаться в Лузон. Второй раз - в союзе с голландцами. И если бы оно получилось, то конечно никто не стал бы закрывать страну. Во второй раз помешало восстание в Шимабара, вернее, то, как именно его подавляли. Иэмицу охнул, ахнул, представил себе, что было бы, столкнись они с настоящим противником, и похоронил проект. А ведь его за буквально год до того предупреждали про армию мирного времени, которую Токугава развели, и последствия ее практического применения - открытым хамским текстом предупреждали и советовали не обращать внимания на первые неудачи, потому что они в этой ситуации совершенно неизбежны - _это_ воевать не умеет и научится только на горьком опыте, увы...
Предупреждал, конечно же, господин дракон.