Необходимые оговорки:
- я не настоящий японист и языка не знаю. Что поняла, то и изложила. Буду весьма признательна, если японочитающие товарищи не убьют меня за наглость и проверят, не сильно ли я наврала.
- по ходу глядела в другие статьи, все они приведены ссылками.

Датэ Хидэмунэ - старший сын Масамунэ от любовницы. Как следствие, Сэндай не унаследовал, но стал даймё Увадзимы.
Ямбэ Кимиёри - вассал Датэ, на момент истории - вассал Хидэмунэ.
Сакурада Мототика - вассал Датэ, на момент истории - вассал Хидэмунэ.
"Варэйсо:до:" - собственно, заварушка. Она же - инцидент Ямбэ.
Увадзима.

Собственно японский текст

В 6 год Гэнна (1620) Сакурада Мототика напал на каро Ямбэ Кимиёри, с которым был в контрах, и вырезал нафиг и его, и всю его семью. Господин Хидэмунэ не счел нужным доложить об этом инциденте ни правительству, ни отцу. Господин дракон, разумеется, узнал и пришел в такую ярость, что лишил сына наследства. Бурную реакцию господина дракона можно понять: Кимиёри был его человеком и бывшим вассалом. (Сёгунат тоже не смолчал: речь шла о лишении клана Увадзима самурайских привилегий). В следующем, 7-м году Гэнна (1621) гнев Масамунэ так и не утих, он даже обратился к Дою Тосикацу (советнику сёгуна Хидэтаде) с предложением вернуть Увадзиму под драконье крыло. В конце концов благодаря заступничеству Тосикацу дело разрешилось, Масамунэ предложение свое отозвал, встретился с сыном - и эти двое помирились. Хидэмунэ был старшим сыном, но по причине происхождения (мама была низкого ранга) наследником дома Сэндай не стал, зато в заложниках отсидел по полной программе, что любви к отцу не прибавляло. В общем, сложные были отношения: сын в обиде на папу, папа недоволен сыном. Но вот после той встречи они со своим взаимным недовольством как-то разобрались - и отношения их резко улучшились.

Началась же эта история с денег. У Увадзмы с самого начала были проблемы с финансами и решил их господин Хидэмунэ просто: занял денег у Сэндая. Но тут сёгунат Токугава распорядился восстановить Осакский замок, что весьма усугубило финансовые затруднения клана. Вот с целью разрешения финансовых вопросов и послал господин дракон в Увадзиму свое доверенное лицо - Ямбэ Кимиёри (известного также как 清兵衛, "Сэйбэй";). А Кимиёри не стал увеличивать налоги, но реформировал финансовую систему клана и урезал жалование самураям. И на этой почве нажил себе врагов в лице Сакурады Гэмбы (он же Мототика) и его фракции. К тому же ходили слухи, что приказ на устранение Ямбэ дал сам господин Хидэмунэ. Вот так и получилось, как получилось.

А 12 лет спустя начался кайдан. Пошел как-то раз господин Сакурада на поминальную службу - а храм возьми да и рухни. И задавило Сакураду насмерть. Потом и другие враги покойного господина Ямбэ внезапно стали умирать один за другим, и все как-то нехорошо умирали. (А там, говорят, и господин Хидэмунэ слег с болезнью). Разумеется, пошли слухи, что без мстительного духа не обошлось. Ну, тут решение известное: дабы умилостивить онрё, на месте дома Ямбэ возвели синтоистское святилище Варэй-дзиндзя. (Оно и сейчас стоит, пострадало во время Второй Мировой, но было отстроено заново). Отслужили заупокойную службу, и даже сам господин Хидэмунэ выразил сожаление по поводу невинноубиенного верного вассала (в японском "сожаление" и "раскаяние" пишется одинаково - но в последнее мне верится плохо, хотя чего только не бывает... ). А для простого народа Кимиёри остался образцом мудрого и справедливого управителя: его не забыли, и на его могиле постоянно возжигаются благовония. Потом о нем, увадзимской заварушке и восстановлении Осакского замка и пьесу написали (но об этом, думаю, лучше umbloo расскажет, про пьесу я не очень поняла).

Комментарии
18.08.2012 в 18:00

Спасибо огромное! Да, про кайдан было понятно, а вот про причины - нет.

Как всегда - уволочь можно? А Сакураду мы разъясним.

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 18:16

Точно он. В описаниях заварушки фигурирует именно как Моточика Гэнба Сакурада.

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 18:19

Давайте подождем пару дней? Может, Аня заглянет. Про Тосикацу совсем не поняла.
老中土井利勝に対して宇和島藩の返上を申し入れた(和霊騒動;)

老中土井利勝に - советнику Дой Тосикацу
対して - по отношению/против
宇和島藩の - клана Увадзимы/увадзимского
返上を - возвращения
申し入れた - предложение, представление (есть)
(和霊騒動;) - "Варэйсодо".
И вот что это было?:-(
18.08.2012 в 18:20

О, спасибо за Сакураду! Сейчас поправлю.
18.08.2012 в 18:35

Не за что, это Вам спасибо за героизм и ударный труд. Жду.
Попробую разобраться, может англоязычное что-то найду.

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 18:50

Не за что, было интересно:-)

А про Доя этого дальше :利勝のとりなしで政宗は申し入れを取り下げ
利勝のとりなしで - (посредством) вмешательства Тосикацу
政宗は - Масамунэ
申し入れを - предложение (вин.падеж)
取り下げ - отказ, прекращение

Я в итоге вообще не понимаю, за какую сторону играл этот Дой. И о каком предложении речь. О лишении наследства?
18.08.2012 в 18:56

По английски получается, что клан едва не угодил под attainder в смысле сёгуната.

Мда. Классическое же "кто на ком стоял".

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 19:01

Ага, 改易 - в статье про "Варэйсодо" упоминается.
18.08.2012 в 19:08

Кстати, англоязычные источники пострадавшего дают как Янбэ.
Поправка - и как Ямбэ тоже.
И еще там водится какая-то демоническая корова.

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 19:11

Кстати, англоязычные источники пострадавшего дают как Янбэ.
И они правы. Я дятел.
18.08.2012 в 19:27

Поправка - и как Ямбэ тоже.
А это "н" перед "п", "б" и "м" читается как "м". Вот и пишут одни по звучанию, вторые по написанию.

Корова хороша! Хоть и демон, но демон-защитник:-)
18.08.2012 в 19:30

А это мне уже знакомо. Имя с фамилией. И действительно, Кармен Блэкер пишет об этом случае.
"Янагита, однако, записал нехарактерную историю о призраке Ямбэ Сэйбэя из Иё, который остался недоволен рангом рейдзина и продолжал свою вредоносную деятельность, пока ему не был пожалован куда более высокий ранг даймёдзина." (стр 30)
А Янагита слегка улавливается гуглбуксом и там сказано, что Сэйбэй был "справедливым человеком, которого постигла насильственная смерть, каковая его глубоко возмутила"

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 19:43

Очень уж слегка улавливается...

Увадзима - и в частности, праздник в Варэй-дзиндзя (где носильщики в синих куртках носилки с - как это правильно называется? - ну в общем, с вместилищем ками носят).

Демоническая корова.
18.08.2012 в 19:45

"Yambe Seibei was a just man who met with violent death, which he resented deeply. One hundred years after his death, his spirit began to wreak vengence, and common people in that region regarded him with increasing awe, but while they worshipped him under the title Reijin, his ancient indignation continued unabated."

С уважением,
Антрекот
18.08.2012 в 20:02

Цитату из Блэкер тоже вижу.
19.08.2012 в 05:50

Это явно та самая корова, которая фигушки плотоядная.

С уважением,
Антрекот
19.08.2012 в 06:42

которая фигушки плотоядная
- Ты кто?
- Добрая фея.
- А почему с топором?
- Вот видите, как вы мало знаете о добрых феях!..
19.08.2012 в 07:16

Три акра и корова.

С уважением,
Антрекот
19.08.2012 в 22:02

Мимопролетавшая Анечка разъяснила Доя Тосикацу.
Господин дракон был зол настолько, что захотел Увадзиму взад - и с этим предложением обратился к Тосикацу, большой шишке в правительстве Хидэтады (некоторые считали Тосикацу внебрачным сыном Иэясу, кстати). Но Тосикацу убедил его предложение отозвать, за чем и воспоследовало примирение дракона с сыном. Сейчас я это дело сформулирую и пост поправлю. И, наверное, все. Все равно вычитывать некому:-)
20.08.2012 в 04:34

Спасибо! И в англоязычных источниках - "Сэйбэй".

С уважением,
Антрекот
20.08.2012 в 11:15

Пардон. Кто из них Сэйбэй?
20.08.2012 в 11:17

"Ямбэ Кимиёри (известного также как 清兵衛, "Сэйгэ";)"
Вот там у англоязычных не "г", а "б".

С уважением,
Антрекот
20.08.2012 в 11:22

В тот день меня явно глючило на "бэ", и очень последовательно глючило:-) Спасибо! И за южный рай тоже:-)
20.08.2012 в 11:53

Не за что. :)
А рай... вот спрашивается, столько лет помнить :)

С уважением,
Антрекот
20.08.2012 в 13:06

Повешено. А вот и umbloo.livejournal.com/190805.html

С уважением,
Антрекот
20.08.2012 в 14:17

Хорошая была память, крепкая:-)

Остались от козлика Увадзимы рожки да пара имен. Зато по всем театральным канонам проехались:-) Интересно, это потому что хоббитам нужно, чтобы в книгах было то, что они и так уже знают?:-)
20.08.2012 в 14:22

Видимо да. И вообще пьеса не в пьесу. :) Но зато неполный хэппи-энд.

С уважением,
Антрекот
20.08.2012 в 14:35

Да, удивительно много выживших. И явление Хидэмунэ прекрасное: явился князь домой, а там черте что. Одни призраки докладывают по форме.
20.08.2012 в 14:37

Да, только от призраков и дождешься. Остальные увлечены друг другом.

С уважением,
Антрекот

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail