Прочитала у
серафита про
биографии Сайто и Каваками - в контексте "Бродяги Кэнсина" и его прототипов. Лениво полезла на Вики и офигела.
Фото Каваками.
И в русской и в англицкой Вики приводится одна и та же фотография Каваками: мелкая, неясная и с прической, больше напоминающей женский узел. Все мы ее сто раз видели:
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Kawakami_Gensai.jpg)
Она же фигурирует в японских учебниках. Вот тут можно посмотреть, какую чебурашку рисуют из Каваками скучающие японские школьники.
А в япо-Вики внезапно красота неописуемая:
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Genzai_kawakami.jpg)
Откуда? Почему я ее раньше не видела?.. И сразу как-то веришь в прототип, да. 150 см, издалека можно было принять за женщину... Это, кстати, тоже в япо-Вики есть.
А еще господин Каваками оставил предсмертную песню.
君が為め 死ぬる骸に 草むさば 赤き心の 花や咲くらん
君を思い君の御法に死ぬる身を ゆめ見こりなそつくせ世の人
かねてよりなき身と知れど君が世を 思う心ぞ世に残りける
Надеюсь, мимопробегающие японисты расскажут, что за цветы распускаются в сердце хитокири.
Апдейт. Байки о Каваками в переводе Shmyrina_Anna: читать
Взяты отсюда (яп.).
***
Поскольку в детские годы Каваками батрачил уборщиком у монахов, то возможности нормально учиться воинским наукам, у него не было. Поэтому на спаррингах в додзё его вечно уделывали.
Но когда один из таких соперников возгордился своей победой, Каваками ему сказал, что на синаях-то - не вопрос, ты меня обошел. Но будь это поединок на настоящих мечах, то даже будь ты в 100 раз сильнее (собрал силу 100 человек), то меня бы победить не смог.
***
У семьи, в которой Каваками учился (чему - не сказано), была красавица-дочка. Гэнсай на нее внимания особо не обращал (и наоборот), но соседи распустили слухи, что юноша таскается в этот дом, чтобы встречаться с девицей. Когда до матери Гэнсая дошли такие разговоры, она запретила сыну туда ходить. Естественно, девица тут же влюбилась в Каваками.
Видя такое развитие событий, его матушка начала хлопотать о браке, но умерла раньше, чем дело дошло до финала. Позднее, когда будущий хитокири оказался в Эдо (в составе сопровождающих даймё), тоска по матери своеобразным образом отрикошетила, и теперь уже он влюбился в девицу, лицо которой едва-едва помнил.
***
Однажды Каваками пришел в гости к одному ученому человеку. Тот попросил мечника осмотреть катану, которая передавалась в этой семье из поколения в поколение. А вдруг это изделие прославленного мастера? Гэнсэй провел экспертизу "в одно касание": схватил хозяина за шею и чуток потыкал ему мечом в горло. Тот заорал: "Ты что делаешь? Рехнулся?".
- Нет, не рехнулся, - ответил Каваками. - Я просто проверил, хорош этот меч или нет. Катана ведь не такое оружие, с которым ходят на волка или дракона. Если ей можно перерубить человеческую кость - того уже довольно. А я только хотел проверить, хорошо или плохо она сбалансирована. Что ж, господин, я проверил - баланс хороший. Кто его сделал - так это я понятия не имею. А меч действительно превосходный.
***
Как-то раз Каваками, гуляя по городу с друзьями, затянул всю компанию в одёжную лавку. Мужики особо не обрадовались, потому как Гэнсай примерял то одну, то другую шмотку и всё спрашивал, какую ему взять.
- Тебе носить, ты и выбирай, что нравится, - возмутились наконец друзья.
Но Каваками сказал, что они ошибаются: твой наряд должен нравится именно окружающим, для самого-то себя без разницы - сойдет что угодно.
***
Бакуфу направило парочку родзю (вероятно, это были Огасавара Нагамити и Итакура Кацукиё) с визитом к императору. Каваками узнал об этом, когда посланцы уже находились в Осаке.
Хитокири приоделся, прихватил парадный тати и двинул в храм Симогамон-дзиндзя (下賀茂神社
. Помолившись, он решил выяснить мнение ками насчет того, когда стоит прирезать тех родзю.
Гэнсай пустил по воде 3 бумажки. Первая означала, что ему надо прямщаз двинуть в гостиницу, где стоят посланцы бакуфу, и умучить их на месте. Вторая - дождаться, пока они приедут в Киото, и там уже резать. Про вариант 3 я не совсем уловила - то ли убивать, прикинувшись одним из стражей императорского дворца, то ли убивать вместе с этими охранниками, но что-то где-то так.
Первая бумажка ушла по течению, вторая - потонула, а третью стало вертеть на месте.
Хитокири решил, что правильный ответ - номер два, и стал ждать, когда его жертвы доберутся до Киото.
Но вышла накладка: император запретил означенным родзю появляться в столице, и те убрались, не солоно хлебавши. Зато живые остались.
***
Уже после реставрации, после освобождения из тюрьмы Каваками довелось посетить провинцию Симано и трапезничать с людьми клана Мацусиро, встретившими Коду Гэмбэя (Гэнсай тогда носил это имя) с большим почтением.
И как раз во время пирушки кто-то из присутствующих, подвыпив, начал плакаться Коде: вот, мол, был у нас в клане великий человек - Сакума Сёдзан. Да убил его Каваками Гэнсай из вашего клана. Но ничего: все ученики Сакумы с той поры как встали на путь мщения, так по нему и идут - ну и когда-нибудь обязательно накроют этого негодяя.
Кода Гэмбэй отвечал: так Сакуму-сэнсэя убил Каваками Гэнсай из нашего клана? Я этого Каваками хорошо знаю. И конечно же от всего сердца желаю скорейшего осуществления вашей мести.
***
Осев в Цурусаки, Гэнсай, как водится, основал школу (я так понимаю, в тот период в кого ни плюнь - всяк главой какой-нибудь школы да окажется) - 有終館 (有終 - блестящий, завершенный, делу венец и прочая). И вместе с учениками там и жил - и ел, и спал. Как-то летним вечером школу буквально атаковала армия комаров. Москитная сетка была на всю школу одна и по размеру годилась только для одного человека. Ничего не было бы удивительного, если бы старший - Гэнсай - ей воспользовался. Но тот предпочёл терпеть комариный налет наравне с остальными - так и жрали их всю ночь напролёт.
***
Хотя обычно Каваками и не числят мыслителем, считая его взгляды на вопросы сонно-дзёи довольно незамысловатыми, на самом деле это не так.
Своему ученику Накамуре Рокудзо (中村六蔵
он говорил, что в будущем для Японии особенно важными будут взаимоотношения с Россией, и даже рекомендовал изучать русский язык. Взгляды Каваками вовсе не были строго изоляцонистскими, он не хотел вновь "замкнуть страну на цепь", а считал, что надо пока крепко дружить-торговать с ближайшими соседями - Россией, Кореей, Китаем. А уж потом, поднакопив жирка, заново начинать общаться с европами-америками, уже на, пардон, паритетных началах.
***
Историю про Каваками и голову чиновника мы знаем в пересказе Антрекота.
А последняя история оказалась про то, как в школу 有終館 затесался шпион, который стучал на Каваками правительству. Ну и всё, собственно. Шпиона вычислили и зарезали.
И еще один апдейт. Аня перевела офигительную цитату из Кацу Кайсю.
Кацу рассказывал:
Жуткий парень. Я его сам боялся до одури. К примеру, однажды некий господин из наших высказался так, что стало ясно - никакой он нам не господин больше. Каваками на эти речи улыбался и кивал, но в тот же день его зарезал.
Или вот в другой день. Встретился я с ним сразу после завершения подобных же трудов - и ведь по лицу и не скажешь, что он только минуту назад убивал и убивал много.
Я как-то спрашиваю: "Тебя ведь совсем не заботит, что ты убийца, да?"
Он смеется: "А ты откуда знаешь?"
"Да вижу", - отвечаю.
А он, ничуть не смутившись, говорит: "Вот ты со своими баклажанами и огурцами что делаешь? Едва время придет, срезаешь, чтоб на засолку пустить. Эти - ровно тоже самое. Говорить с ними или слушать их - пустой труд. Самое лучшее: срезать как можно быстрее. А сколько и кого я убил, мне без разницы".
Оригинал и перевод в комментах к этому посту.
Я вот думаю - может, это ему Сакума аукнулся? Вышеупомянутые ученики и последователи наконец выяснили, кто есть кто, и закрыли дело. А повод - повод найдется.
Имри, ну всё равно люблю))))
Может же себе девушка позволить иррациональное чувство)))
Ужас, до чего договорились — раз Каваками убивал и шито-крыто, то либо синоби, либо шинсеновец!
А что до сволочей, то они в ниндзя всю провинцию Тама пишут.
С уважением,
Антрекот
Ниндзя и есть: вот даже сейчас тамошние жители вместо "Кондо Исами" упорно говорят "Кондо Исаму". Явно же неспроста! Явно же скрывают что-то.
Не, не могет Тама быть ниндзе-краем. Согласно логике, тогда бы о нем никто не знал:-) А что до имен, так они, как я понимаю, имена вообще озвучивают как левой пятке захотелось. Пишут одинаково - уже спасибо.
если я не ошибаюсь, это "сирануи" пишется иероглифами "не знать", это, наверное, что-то из области дзен.
Русскоязычные поклонники ниндзюков его и туда готовы записать.
Если Вы имеете в виду статью про ниндзюка Каваками - посмотрите как там пишется его фамилия. Недаром Сакума Сёдзан в "Синсэнгумях" перед смертью спрашивал, как там у него "кава" пишется.
Хотя основы ниндзюцу изучали в большинстве фехтовальных школ..
А ниндзюк там неправильный. Кто его с такими изуродованными тамэсивари руками до работы допустит! Это же всё равно что парашют и шлем со звездой у Штирлица!
Статья - да, та самая. Там фамилию Каваками кандзями не писали, а искать я не стала.
Где-то я видела. Там обычные три чёрточки.
Можно погуглить, но влом. Загадок в истории и без синоби хватает, а прелесть синобьих теорий в том, что они всяко недоказуемы.
Сейчас апдейтну пост. Аня перевела офигительную цитату из Кацу.
Так ведь баклажаны их внимательно слушали и никогда не спорили! В отличие от огурцов.
Р-рэжем...
Макотная пылайтыква. Благополучно избежав Хэллоуина, дожила в целом виде аж до середины апреля. После жестоких издевательств была расчленена, зажарена и съедена.
После жестоких издевательств была расчленена, зажарена и съедена.
Видела б ты, как вашим братьям Насу досталось!..:-р
Наверное, надо было потренироваться, но тыква была последней.